Главная >> Родителям >> Советы психолога

 

Родителям

 

Статьи

 

Здоровые дети - в здоровой семье

Обеспечение гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка

Воспитание детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Специально для родителей первоклассников

Режим дня первоклассника

 

Советы психолога

 

Здоровые дети - в здоровой семье

«Приоритетом современной государственной политики России является охрана и зашита семьи
и семейных ценностей и традицийкак основы основ российского общества и государства,
сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития,
продвижение в регионах здоровьссберстающих технологий.
Дети должны стать активными участниками в реализации ЭТИХ важнейших социальных задач".

Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка (Письмо № 12-0707-2013 от 09.07.2013)

Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: все главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребенка ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же главное — ребенок должен расти здоровым.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Здоровые дети в здоровой семье

На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается, и прежде всего - СЕМЬЯ. Детский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают.

Учащимся школы был задан вопрос: Что такое здоровье? Вот их ответы:

  • Здоровье – это красота.
  • Здоровье – это богатство, которое не продается и не покупается.
  • Здоровье надо беречь.
  • Здоровье – мы и природа.
  • Здоровье – когда я бегаю, прыгаю, и у меня все получается.
  • Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым, и даже моему коту.
  • Здоровье – это счастье, это когда здоровы мои папа и мама, когда у нас дружная семья, и я с радостью бегу домой, где меня всегда ждут.

Да, ребенок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья. Здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. Давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья, таковы наши дети, таково наше будущее. Нельзя забывать о том, что семья для ребенка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно. Что объединяет всех вас - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Здоровые дети в здоровой семье

Большинство типичных проблем связанных со здоровьем можно избежать, для этого необходимо, во-первых, их осознавать и, во-вторых, исключать из своей жизни. Лучше если это будет комплексный подход, который можно назвать формированием здорового образа жизни.

Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Помните:

  • если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
  • если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
  • если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
  • если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,
  • тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,
  • повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

Под задачей формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) понимается следование простым правилам и нормам, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Можно выделить два типа факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на здоровье человека. К положительным факторам относятся:

  • рациональное питание;
  • занятия физкультурой и спортом;
  • соблюдение режима дня (сон);
  • хорошие взаимоотношения с окружающими;

К отрицательным факторам:

  • курение, алкоголь, наркотики;
  • эмоциональная и психическая напряженность, стрессы, неблагоприятная экология;

    Факторы, определяющие здоровый образ жизни.

    Рациональное питание.
    Во-первых, пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных пропорциях все основные питательные вещества. Поэтому весьма вредно для здоровья однообразное питание, при котором организм недополучает многие жизненно необходимые вещества, что приводит к различным расстройствам. Особенно это важно в детском и подростковом возрасте, когда организм растет и развивается, а нехватка необходимых веществ приводит к дисбалансам в его развитии.

    Систематическое недоедание и особенно переедание прямой путь к сокращению длительности жизни и ухудшению здоровья. В наше время более актуальны проблемы связанные с перееданием, что приводит к ожирению.

    Ожирение, прежде всего, нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, функции органов дыхания, довольно часто отмечается поражение печени, нарушается обмен веществ, что приводит к расстройству функции опорно-двигательной системы. Обильное питание приводит к перегрузке желудочно-кишечного тракта и анатомическим его изменениям. Фактически нет ни одного органа, ни одной системы, которые бы не страдали при ожирении. В первую очередь происходят изменения жирового обмена в крови и тканях, что приводит к развитию атеросклероза, ведущего к сокращению продолжительности жизни.

    Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком долгими, не стоит принимать пищу только 1 или 2 раза в день, особенно чрезмерными порциями , т.к. это создает слишком большую нагрузку для организма, ухудшает работу всех его систем. Оптимально питаться 3-4 раза в сутки. ПОЭТОМУ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ИМЕЕТ ГОРЯЧИЙ ШКОЛЬНЫЙ ЗАВТРАК.
    При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.

    Вредно во время еды читать, смотреть телевизор, работать за компьютером и вообще отвлекаться на решение каких-либо задач. Нельзя торопиться, есть слишком горячее или холодное. Тщательное пережевывание в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, и способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости . Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Людям, не соблюдающим режим питания, особенно это касается молодежи, со временем угрожает появление болезней пищеварения, гастритов, язв и др.

    Если школьник будет питаться рационально, разнообразно, ежедневно получая все необходимые его организму вещества, то вы скоро заметите, что чадо радует вас не только хорошим настроением и здоровым цветом лица, но и пятерками в дневнике.

    Физкультура и спорт.

    Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой или спортом, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Замечено, что с возрастом люди, не поддерживающие регулярную физическую активность на должном уровне чаще болеют и хуже себя чувствуют. Напротив, человек тренированный даже в возрасте легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и выносливость сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Любая регулярная физическая активность укрепляет скелет, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, благотворно влияет на нервную систему. Здоровые дети в здоровой семье

    Ежедневная зарядка - обязательный минимум для каждого человека придерживающегося здорового образа жизни. В идеале она должна стать привычкой, как умывание по утрам. Еще лучше регулярные тренировки.

    Полезно отправляться по утрам в школу пешком и гулять после школы. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение минимум часа является одним из важных компонентов формирующих здоровый образ жизни.

    Сон.
    Для нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Еще Павлов указывал , что сон предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления . Сон должен быть достаточно длительным и глубоким . Если человек мало спит , то он встает утром раздраженным , разбитым , а иногда с головной болью, в течение дня чувствует себя усталым и заторможенным.

    Точно определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя . Так как потребность во сне у разных людей неодинакова и зависит от многих факторов даже для одного человека. Но в среднем эта норма составляет около 8 часов, для детей 9. К сожалению, некоторые люди рассматривают время сна как резерв , из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных своих дел. Хотя систематическое не высыпание приводит к нарушению работы нервной системы, снижению работоспособности, повышенной утомляемости и раздражительности.

    Для нормального и спокойного сна необходимо за 1-1,5 часа до его начала прекратить напряженную умственную работу. Кушать необходимо не позднее, чем за два часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи и крепкого сна. Спать следует в хорошо проветренном помещении, еще лучше приучить себя спать при открытой форточке , а в теплое время года с открытыми окнами. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Игнорирование этих правил гигиены сна вызывает ряд негативных явлений. Сон становится неглубоким и неспокойным, как правило, со временем развивается бессонница, различные расстройства нервной системы.

    Формирование здорового образа жизни необходимо начинать уже в детстве, не откладывая на потом, когда появятся серьезные проблемы со здоровьем из-за игнорирования простых правил. Умеренное рациональное питание, регулярная физическая активность, следование режиму дня и сна, отсутствие вредных привычек позволят вам и вашим детям наслаждаться активной здоровой жизнью до глубокой старости.

    Главные ошибки родителей в воспитании ребенка

    Порой нам кажется, что главное в воспитании ребенка – это его беспрекословное послушание и выполнение всех наших требований, просьб и советов. Зачастую это приводит к тому, что мы акцентируем внимание на его ошибках, тем самым, невольно, запугивая малыша. Нередко подобное «воспитание» приводит к противоположному результату. Детские психологи настоятельно рекомендуют, дабы не запугивать и не травмировать малыша, исключить из своего лексикона следующие фразы-ошибки:

    «Бери пример с брата или сестры» - это разжигает ревность и конкуренцию между детьми, подспудно развивая у них чувство неуверенности в собственных силах.

    «Подожди, пока не вернется папа или мама» - этой фразой вы перекладываете ответственность на своего супруга(у), тем самым подрывая в глазах детей собственный авторитет.

    «Если ты не будешь слушаться, то я позову Бабая/Бабу-Ягу/Бармалея» - страх травмирует психику ребенка, что приводит к ночным кошмарам, а когда малыш узнает, что все ваши угрозы – это просто блеф, то он перестанет вам верить.

    «Если ты не поторопишься, то я уйду одна» - маленькие дети очень бояться остаться одни, нечестно использовать их страх и беспокойство в своих целях, так вы удобряете почву для их будущих неврозов. «Какой ты плохой/ябеда/врунишка/плакса» - навешенный вами ярлык ребенок очень быстро усвоит, и будет действовать соответственно этому имиджу. Ведь если вы его называете плаксой, значит, вы хотите, чтобы он плакал?

    «Это же так легко, почему же у тебя ничего не получается?!» - Вы уверены, что в его возрасте вы с подобной задачей справлялись легко и непринужденно? Тогда почему вы меряете сложность задачи с позиции взрослого человека? Более того, подобные вопросы вселяют в ребенка страх, что у него так ничего и не получится, как бы он не старался.

    Изложенные ошибки в воспитании ребенка постарайтесь избежать, чтоб не допустить негативных изменений в психике и поведении малыша.

    Эффективное родительское воспитание

    Взаимное уважение. Эффективно воспитывающие родители стремятся избегать ворчания, нападок, споров и окриков по отношению к детям (если постоянно лишать ребенка возможности учиться брать на себя ответственность, это будет мешать ему стать независимой личностью и воспрепятствует развитию его самооценки).

    Совместное удовольствие. Эффективно впитывающие родители проводят много времени вместе с детьми за занятиями, от которых и родители и дети получают удовольствие. Здоровые дети в здоровой семье

    Любовь. Об этом можно не говорить, но многие родители предполагают как само собой разумеющееся, что дети знают о том, что они любимы. Для ребенка важно проявление заботы и внимания, выраженное как словами, так и действиями, например крепким объятием.

    Поддержка. У детей, часто получающих поддержку своих родителей, вырабатывается чувство уверенности в себе. В авторитарных семьях чувство собственного достоинства ребенка вырабатывается на основе получения вознаграждений и избегания наказаний от могущественных родителей. Эффективно воспитывающие родители не только хвалят своих детей за «победы», 'успехи» или за примерное» поведение. Они поощряют их достижения и попытки к совершенствованию.

    На практике поощрять ребенка означает следующее:

    • Оценивать по достоинству и относиться к ребенку благосклонно.
    • Отмечать положительные аспекты детского поведения.
    • Демонстрировать доверие к ребенку, разрешая ему делать что-то по-своему.
    • Выражать одобрение попыткам и стремлениям к совершенствованию.
    • Выражать признание ребенку за его содействие в семейных делах.

    Как помочь ребенку учиться без стресса – школьные стрессы

    Замечать достижения, подчеркивать сильные стороны, а не ошибки и не упрекать. Нам под силу смягчить школьный стресс своего ребенка, уверены наши эксперты. Оставаясь требовательными по делу.

    Не торопиться

    «Ребенок постоянно развивается, - напоминает детский психолог Татьяна Бедник. - Этот процесс может происходить очень активно, зато в другие моменты он словно замирает, набираясь сил для следующего рывка. Поэтому взрослым стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок сейчас. Не торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить, стать другим. Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда проявляются слабости».

    Извлекать пользу из ошибок

    Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере, иногда. «Приучайте ребенка анализировать причины неудачи - так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, советует возрастной психолог Андрей Подольский. Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала». Но никогда не делайте задание вместо него, делайте вместе с ребенком. «Хоро-шо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, уточняет психолог Тамара Гордеева, - проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения». «Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, - добавляет Татьяна Бедник. Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм - столько невидимых, но фундаментальных способов обучения!» Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга - все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать школьный стресс на расстоянии.

    Планировать вместе

    «В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место - именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, - говорит школьный психолог Наталья Евсикова. - Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее - он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном». Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним.

    Создавать мотивацию

    Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится. «Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает, - советует Тамара Гордеева. - Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл». Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы. He требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь. «Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты, - уточняет Андрей Подольский. - Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию... Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее».

    Воспитывать не подавляя

    Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки - так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору: «Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, - и так до тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную - так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития».

    Фотографии предоставлены Сергеевой М.В.

    Много полезной информации по воспитанию здорового ребенка можно найти на сайте Муниципального автономного учреждение здравоохранения «Детская городская больница» г. Новотроицка

Специально для родителей первоклассников

 

По данным медиков России - хронические заболевания имеют 35% первоклассников, а среди выпускников этот показатель увеличивается в два раза.

Самые распространенные заболевания, от которых страдает не менее 50% школьников: желудочно-кишечные, а также патологии зрения.

Более 40% детей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а 80% школьников — нарушения осанки.

Каждый третий ребенок подвержен заболеваниям органов дыхания, еще 15% — недугам сердечно-сосудистой и нервной систем.

Вполне здоровыми считаются лишь 5% школьников.

Как следить за осанкой малыша?

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец.

Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.

Вес ранца:
1-2 класс – 1,5 кг
3-4 класс – 2,5 кг
5-6 класс – 3 кг
7-8 класс – 3,5 кг
9-12 класс – до 4 кг
Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.

Как выбрать ранец?

  • Желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки – дополнительная защита на дорогах.
  • у ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.
  • ранцы должны быть удобными: сумка не должна давить, ремни не должны врезаться или впиваться в плечи. Лямки мягкими, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.
  • хороший ранец должен иметь несколько отделений и карманов – тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.
  • все швы – внутренние и внешние – на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.

Следите за осанкой ребенка. Стол и стул должны соответствовать его росту и возрасту.

Необходимо правильное мягкое освещение, которое располагается с левой стороны для правшей и справа для левшей.

Стоит приобщить ребенка к занятиям физкультурой, например, записать его в спортивную секцию и приучить к совместным утренним пробежкам — все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Обязательно через каждые полчаса занятий нужно делать 5-минутную гимнастику для рук, ног и позвоночника, сопровождая ее стишком: «Мы читали, мы писали, наши пальчики (ручки, ножки, глазоньки) устали». Ребенок должен похлопать руками, сжать и разжать пальчики, потопать ногами, согнуться—разогнуться, отвести руки в стороны, поднять их вверх.

Диета для первоклашки

Накормить с утра пораньше школьника – это непростая задача. На нервной почве, да еще поднявшись ни свет, ни заря, дети не хотят есть. Но это обязательно надо сделать, поскольку впереди длинный трудовой день! Подключайте свою изобретательность….

Для начала определитесь, что больше всего любит кушать ваш непоседа. Кроме сладостей и полуфабрикатов, конечно….

Если это молочные продукты, вы можете предложить: кашу, мюсли, йогурт, творог, сырковую массу, сырники, творожную запеканку, мусс или пудинг, бутерброд с сыром. Если это мясные продукты: яйцо, рыбу, омлет, тефтели, мясные рулеты и запеканки, пудинги и пр.Завтрак можно запить чаем, какао с молоком или соком.

Главное правило – никакой сухомятки. Завтрак должен быть горячим!

Медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь, и будут стимулировать умственную активность школьников.

В школе:

С собой в школу можно дать йогурт, рогалик, булочку, яблоко, грушу, огурец или морковку.

Обычно в школах детям дают молоко или сок. Но если ваш ребенок не пьет то, что предлагают в школе, дайте ему с собой компот, сок, чай. Фляжка или бутылочка, в которую вы их нальете, обязательно должна быть тщательно вымыта.

Обязательно надо напоминать ребенку о таких элементарных гигиенических правилах, как мытье рук. Если вы не уверены, что малыш вымоет руки перед обедом, дайте ему с собой мокрые гигиенические салфетки с антисептиком.

Категорически противопоказаны: чипсы, пирожки, сухарики, кола, пепси и прочие суррогаты. Маме важно заранее выяснить, чем и в какие часы ребенок будет питаться в школе. Попробуйте дома за неделю до 1 сентября подстроиться к этому режиму с включением в рацион, может быть, еще незнакомых ему продуктов. Тем самым Вы сгладите резкую смену обстановки, режима дня и рациона питания.

Режим дня первоклассника

Динамика работоспособности первоклассника в течение учебного дня.

Письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе. Наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста.

В математике самое трудное - решение задач.

Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна: в 6 лет превышать 8 минут, в 7-8 лет - 10 минут.

Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

Эффективность учебы распределяется таким образом:
Первый урок – врабатывание
Второй урок - пик работоспособности
Третий урок – начало снижения работоспособности.
Четвертый урок – минимум

Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. Для ослабленных детей лучшим отдыхом является полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.

Лучшее время для приготовления уроков: 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).

Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.

Ужин за 2 часа до сна, если не хотите рассказов о страшных снах и жалоб на бессонницу. Перед сном полезно гулять в течение 20 — 30 минут.

Спать первоклассник должен не менее 9 часов, а детям с проблемами адаптации к школе показан и дневной сон.

Телевизор и компьютер

Первокласснику можно позволять не более 10 минут непрерывной "работы" за компьютером. Если сидеть больше - появятся признаки утомления.
Ученикам со 2-го по 5-й класс - по 15 минут.
С 6-го по 7-й класс - 20 минут.
С 8-го по 9-й класс - по 25 минут.
Старшеклассники могут работать за компьютером не более 30 минут.
Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

Обязательно нужно делать перерыв и гимнастику для глаз: поморгать, повращать зрачками, посмотреть вдаль.

Для ребенка лучше, чтобы кто-то из родителей или бабушек взял отпуск в сентябре. Все-таки смена режима и адаптационный период в школе — это большая нагрузка на ребенка, его психику, и ему нужна постоянная поддержка близких.

По материалам:
http://www.sobinform.ru
www.apteka.dp.ua
http://www.aif.ru
http://www.lychik.ru

Обспечение гармонии домашней и школьной жизни ребенка

 

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте своего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, принятых в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако, если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например. Поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Синдром дифицита внимания с гиперактивностью: что делать?

 

Рекомендации школьного психолога для родителей.

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя".
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания ( например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте, по возможности, скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах, и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но иожет удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Пишите: school2211@yandex.ru
Звоните: (8-877-22)-55-60-68 или (8-877-22)-55-65-42
Приходите: 385011, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Депутатская д. 10

На главную Написать письмо Гостевая книга Карта сайта Форум Чат-22 В начало страницы